«Горячая» телефонная линия
 
+375 225 71-60-59
+375 225 71-60-46
+375 225 71-60-56
+375 225 71-60-49
Работает ежедневно
с 8.00 до 12.00
с 12.30 до 16.30

Реализация Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 №7

Действующие санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы

Комиссия по противодействию коррупции

Единый интернет-ресурс для информирования юридических лиц и индивидуальных предприятий


  08.08.2013 Берегись компьютера! А как?

Вопрос о вреде компьютера для школьников наконец стал актуальным. До сих пор школьники работали за устаревшими мониторами, и это мало кого тревожило. Однако ученые задумались о своевременности научных исследований в области эргономики компьютера. Как оказалось, таких исследований в стране нет и не было, потому что их не финансировали. Исключением являются проводимые в Институте охраны здоровья детей и подростков исследования временных норм работы, а в Институте гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана – исследования изменений крови и клеток во время работы за компьютером. Институтом глазных болезней им. Гельмгольца осуществляется эксперимент по выработке методов оценки утомления.

Влияние  компьютера на организм человека вообще очень слабо изучено. Кроме того, электромагнитные излучения  не всегда зависят только от качества компьютеров: они могут в десятки раз возрастать из-за того, что под окном класса проходит мощный кабель, из-за отсутствия системы заземления (при этом защитный экран не уменьшает, а увеличивает излучение) и даже из-за того, что вилка шнура  включена в электророзетку без соблюдений ориентации «фаза ноль». Такие незаметные погрешности быстро приводят к утомляемости у детей, головным болям, развитию вегето-сосудистых заболеваний. Определть же факты превышения допустимого уровня электромагнитного, электростатического поля в помещении и откорректировать ситуацию можно лишь с помощью приборов – измерителей полей и напряженности. Популярные же в школах разнообразные «нейтрализаторы излучений», как регулярно показывает из государственная экспертиза, в лучшем случае безвредны для организма.

Ученые не в состоянии обьяснить и доказать, как именно компьютер вредит детскому здоровью и здоровью человека вообще: нет результатов исследований. На нормы стандартов полностью опираться нельзя – это всего лишь технические рекомендации. Заметим, что и эти нормативы в школах не выполняются, в частности, в условиях школы невозможно предоставить требуемые  20 кв. м площади под каждое рабочее место, никак не получается соблюсти нормативы по шуму и вибрации.

Получается, что ученые, авторы готовящихся школьных СаиПиНов, знают, что мониторы и блоки производят излучение. Но как именно оно воздействует на детский организм и что с этим делать – не знают.

Знают, что от работы за монитором портится зрение – возникает более 15 кратковременных и необратимых нарушений. Но как  оценить соответствующий вред и нормировать работу – не знают.

Знают, что от неправильно организованной работы за компьютером дети утомляются. Но как обеспечить надлежащие условия для этой работы – почти не имеют понятия.

Ученые перешли к практическим рекомендациям. В первую очередь это касается организации рабочего места (в каждом компьютерном классе необходим ионизатор воздуха). Среди средств защиты наиболее важными были признаны экраны-фильтры степени «полная защита», а также спектральные очки трех типов: для черно-белого изображения, цветной графики и работы с люминисцентными лампами, разработанные НИИ им Гельмгольца. «Вычитание» участков спектра позволяет существенно уменьшить вред, который монитор наносит глазам. В общем вывод получился один: спасение детей от компьютерного вреда – дело доброй воли самих школ, которые должны пригласить специалистов, все проверить, отрегулировать…и закупить очки и фильтры. 

Итак, ученые не могут точно сказать, какой именно вред наносит здоровью регулярное пользование компьютером. Симптомы же знакомы всем: головная боль, усталость, раздражительность, проблемы со зрением. И чем больше времени человек проводит у монитора – тем хуже он себя чувствует.

Значит, чтобы избежать переутомления  и прочих расстройств, нужно всего лишь предельно сократить  время работы за компьютером. На первый взгляд это возможно лишь в ущерб делу, обучению, работе. А на самом деле – нет. Важно воспитать особую культуру, культуру пользования компьютером.

Скажем, работать в текстовых редакторах умеют многие. Но простейшая операция – набор текста – превращается в мучение, если не владеешь методом набора. В итоге тот объем работы, который опытный пользователь выполнил бы за 10 минут, выполняется за час.

И так во многом. Новости не обязательно искать в Интернете – можно подписаться на рассылку по интересующей вас теме и получать их по почте. Когда из Сети скачивается файл – не надо ждать у экрана, чтобы в случае обрыва связи  ее восстановить. Заведите специальную программу, которая все сделает сама.

Резюмируя, можно сказать, что если в школьном курсе информатики не появиться раздел «Культура пользования компьютером», то толку от рекомендаций медиков будет не много.

 

 

 

Заведующий лабораторией

санитарно-химических и токсикологических

методов исследования УЗ «Бобруйский зональный

центр гигиены и эпидемиологии»                                          Виктор Башмаков   

 

тел 43-25-69

© 2010, УЗ «Бобруйский зональный центр гигиены и эпидемиологии»