«Горячая» телефонная линия
 
+375 225 71-60-59
+375 225 71-60-46
+375 225 71-60-56
+375 225 71-60-49
Работает ежедневно
с 8.00 до 13.00
с 13.30 до 16.30

Реализация Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 №7

Действующие санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы

Комиссия по противодействию коррупции


  28.04.2018 Насилие в семье

Детское насилие в семье

В настоящее время дети являются самой уязвимой социальной группой, они часто становятся жертвами физического, сексуального и психологического насилия, оказываются заложниками в собственных семьях.

Под физическим насилием понимается любое неслучайное нанесение повреждения ребенку. Оно выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, пинков, заключения в запертом помещении, избиение ремнем. Очень часто физическое насилие сочетается с другими формами жестокого обращения с детьми.

Под сексуальным насилием подразумевается использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает коитус, оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. Также к сексуальному насилию относятся вовлечение ребенка в проституцию, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает.

Под психологическим насилием подразумевается постоянное или периодическое оскорбление ребенка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, демонстративное поведение, выраженное в превосходстве над ребенком. К данному виду насилия также можно отнести постоянную ложь, обман, предъявляемые требования, не соответствующие возрастным возможностям ребенка.

Психологическое насилие часто  незаметно постороннему глазу.  А если и замечается – воспринимается как норма – родители ругают, значит, воспитывают.  Но воспитание  и  предъявление  претензий и  обвинений – разные вещи. 

Важный момент: получать базовые знания о способах выражения агрессии ребенок начинает в детстве от родителей. Вот почему от матери и отца во многом зависит, будет ли ребенок воспринимать агрессию и насилие в повседневном поведении как норму. Или научится уважать чужие границы и цивилизованно защищать свои. Значение имеет поведение родителей по отношению к ребенку, друг к другу и другим людям. Если ребенок регулярно наблюдает агрессивное поведение родителей, то сначала бессознательно, а со временем вполне отдавая себе отчет воспроизводит его. В результате, взрослея, человек может прийти к одной из крайностей – либо станет жестоким и озлобленным, либо будет мириться с насилием и жестокостью по отношению к себе.

Поэтому перед родителями стоят следующие задачи:

  • Во-первых, контролировать свое поведение и высказывания при ребенке.
  • В соответствии с возрастом ребенка рассказывать об аспектах поведения и общения, о том, когда допустимо применять силу и что делать, если силу применяют по отношению к нему.
    •      Пояснять свои действия в случае наказания. Если ребёнок не знает чётких причин наказания, то для него фактически невозможно установить взаимосвязь между поведением и последствием, в результате чего может формироваться бессознательная установка, что применять силу можно когда угодно и что к нему могут применить силу без объяснения причин.
  • Исключить физическое насилие по отношению к ребенку и друг к другу. Если в семье кто-то кого-то систематически бьёт, но при этом не следует никаких последствий, то у ребёнка может формироваться искажённое представление о возможности безнаказанного применения насилия или того, что если тебя бьют, нужно терпеть.
  • Нужно объяснять детям, что НИКТО, как из детей, так и взрослых, не должен к нему прикасаться в определенных частях тела, что он может и должен себя защищать, говорить НЕТ, звать на помощь, рассказать родителям. Иначе он может вырасти и не научиться отстаивать свои границы и говорить "нет" другим людям.
  • Родители НЕ должны жаловаться своим детям, не должны сливать на них свои проблемы. У родителей больше ресурсов, как психологических, так и физических, и ребенок должен это понимать и чувствовать каждый день. Он должен понимать, что родители защитят его.
    • Исключить угрозы насилия как воспитательный фактор: "Еще раз получишь двойку – голову откручу!". Также негативно влияет на ребёнка, когда воспитание строится через страх наказания. Психика ребёнка ещё не достаточно развита и для нет существенной разницы между угрозами и настоящим применением силы. Слыша угрозы, ребёнок бессознательно учится бояться совершать ошибки, а это значит страх пробовать новое, а также учится защищаться через ложь и утаивание от родителей информации о себе.
    • Разъяснять, когда и какими средствами эффективно отстаивать свои интересы. Ребёнку неоткуда узнать, как именно можно действовать эффективно и безопасно. Если эти знания не дадут родители, то ребёнок будет вынужден учиться сразу на своём опыте.

Важно для понимания, что абсолютно все люди проявляют агрессию в том или ином виде. Способность делать это адекватно, не переходя к насилию, обусловлена развитием навыков саморегуляции и информированностью. Во взрослом возрасте каждый при желании может овладеть этими навыками. Но все же детство должно быть ресурсом, помогающим в развитии, а не тяжким грузом, воспоминания о котором мешают. Поэтому, обращаясь к родителям: думайте о том, что и как вы делаете, берегите своих детей!

 

психолог отдела общественного здоровья                            Марина Силивончик

715913

© 2010, УЗ «Бобруйский зональный центр гигиены и эпидемиологии»