«Горячая» телефонная линия
 
+375 225 71-60-59
+375 225 71-60-46
+375 225 71-60-56
+375 225 71-60-49
Работает ежедневно
с 8.00 до 12.00
с 12.30 до 16.30

Действующие санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы


  22.08.2017 Неделя до старта: спокойствие, только спокойствие!

Ребенок-первоклассник. Мы родители, так хотим, чтобы ребенок был успешным. Не всегда мы знаем, что для этого нужно делать. У многих родителей день 1 сентября, помимо радостного волнения, рождает тревогу: Понравится ли ему? Будет ли хорошо учиться? Подружится ли с одноклассниками? Если говорить научным языком, все переживания родителей сводятся к вопросам адаптации ребенка в школе. Ведь именно в первом классе закладывается отношение ребенка к учебе и к школе в целом.

Самое первое, успокойтесь! Ваш сын или дочь пока не знают, что такое «школа», они об этом много слышат, но пока не пробовали сами, плюс, родители пребывают в волнении, это еще больше настораживает. Вопрос, нужна ли такая "стартовая эмоциональная программа" ребенку? Позвольте ему самому сделать выводы и сформировать свое собственное отношение к школе.

Режим, режим и еще раз режим! Лучше составлять режим дня совместно с ребенком, спросить о его предпочтениях, как он сам планирует свой день, что считает важным включить в него. Во-первых, ребенок  будет вовлечен уже во взрослое общение между вами. Во-вторых, будет знать и чувствовать, что с ним уже считаются, советуются,  т.е. новая позиция школьника предполагает взросление.

И еще несколько заповедей для родителей:

Поощряйте самостоятельность. Самостоятельность может появиться, когда у ребенка есть  возможность осознать свои собственные чувства и потребности, и реализовать их в жизнь.  Сейчас важно самостоятельность поощрять и взращивать. Как можно чаще позволяйте вашему чаду делать самостоятельный выбор, это развивает чувство самоуважения.

Слушайте,  говорите и спрашивайте. Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи - залог хорошего обучения. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам интересно. Отвечайте на каждый вопрос ребенка, только в этом случае его познавательный интерес никогда не угаснет.

Трудности – часть жизненного пути. Детей пугает неопределенность. Стоит заранее зайти в школу, познакомиться с учительницей. Заодно обязательно стоит рассказать о ребенке: чего он боится, чего стесняется, какие у него особенности. Научите ребенка делиться своими проблемами, можно и на собственном примере. Искренне интересуйтесь его мнением.

Похвали ближнего своего. Необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего чада. Дети в возрасте 6-10 лет ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными. Будьте щедры на похвалу, для маленького первооткрывателя сейчас это очень важно. Как можно чаще хвалите вашего ребенка, похвалить ребенка всегда есть за что. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: "Попробуй еще раз. Вот увидишь, обязательно получится".

Ученье – сын ошибок трудных или замечание замечанию рознь. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребёнка. Например: На грязь и кучу исправлений в тетрадях часто мы говорим: «Неряха ты у меня!». Куда более действенно просто посетовать, какой же получился вдруг в тетради маленький беспорядок, стоит подумать вместе, как же с ним справиться. Не стоит делать ребёнку несколько замечаний сразу.

Откажитесь от сравнений с одноклассниками и оценке их успешности. Ничего, кроме зависти в их сторону и ненависти в вашу это не дает.  Что делать? Можно сравнивать его сегодняшнего с ним вчерашним. Например: «Вчера ты вообще не умел писать, а сегодня, посмотри, какая у тебя буковка получилась». Таким образом, вы показываете своему малышу, что принимаете его таким, какой он, есть, со всеми его особенностями и уважаете его личный темп развития.  

Рабочее место – это важно или порядок - есть порядок.

Если у ребенка нет своей комнаты, то необходимо организовать рабочее место - письменный стол, где он будет заниматься своим серьезным делом - учиться. К тому же мы помним, что успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Дайте ребенку возможность самому разложить все необходимое для учебы по ящикам стола так, как ему захочется, подчеркнув при этом, что он уже большой и сам распоряжается своими новыми вещами. Все это как у взрослых, и ответственность за порядок его личная, ведь у взрослых так.

Учебе -  час, потехе -  половина часа. Важно правильно распределить время учебы и отдыха, одной из частых причин проблем с учебой, поведением является повышенная утомляемость, невозможность длительной концентрации внимания. Дети в возрасте 6—7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час-полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал от домашних развлечений и игр.

Ты да я, да мы с тобой.  Постарайтесь хотя бы иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. И помните, - нет одинаковых детей. И еще, пожалуй, самое главное: нет универсальных советов-рекомендаций. Ваш ребенок – уникален. Он – личность. Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда 1 сентября станет настоящим праздником для Вас и Вашего ребенка!

 

Марина Силивончик,  психолог УЗ «БЗЦГиЭ»

© 2010, УЗ «Бобруйский зональный центр гигиены и эпидемиологии»