«Горячая» телефонная линия
 
+375 225 71-60-59
+375 225 71-60-46
+375 225 71-60-56
+375 225 71-60-49
Работает ежедневно
с 8.00 до 12.00
с 12.30 до 16.30

Реализация Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 №7

Действующие санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы

Комиссия по противодействию коррупции

Единый интернет-ресурс для информирования юридических лиц и индивидуальных предприятий


  18.02.2016 "Сохранение репродуктивного здоровья учащейся молодежи"

Аналитическая записка по результатам социологического опроса на тему: "Сохранение репродуктивного здоровья учащейся молодежи".

 

В январе 2016г. специалистами отдела общественного здоровья УЗ "Бобруйский зональный центр гигиены и эпидемиологии" был проведен социологический опрос с помощью анкетирования на тему: "Сохранение репродуктивного здоровья учащейся молодежи". В опросе приняли участие учащиеся 1-го курса (39 человек) и 4-го курса (40 человек). Доля респондентов, обучающихся на 1-м курсе составила 49,4%, на 4-м - 50,6%. Среди опрошенных  43% составляют девушки, 57% - юноши. Возрастной интервал 15-19 лет. Выходцами из городской местности является 96% опрошенных, 4% - из сельской. Большинство респондентов (76%) воспитывались в полных семьях.

 

Анализ ответов учащихся 1-го курса.

Для социально-психологической характеристики сексуальной культуры молодых людей в анкете был задан блок вопросов, касающихся представлений учащихся о сексуальных отношениях, сексуальной свободе.

На вопрос "Что для Вас значит понятие сексуальная свобода?" ответы респондентов распределились следующим образом: 31% опрошенных определяют для себя это понятие как "открытость информации сексуального характера"; 26% - как "возможность заниматься сексом с кем угодно и где угодно"; поровну (по 21%) распределились варианты ответов между "отсутствие уголовного или административного наказания за любые действия сексуального характера" и "отсутствие общественного осуждения за "выходящие за рамки" действия сексуального характера". И, наконец, всего 8% из числа опрошенных затруднились ответить на поставленный вопрос. Что касается гендерного распределения ответов на этот вопрос, то появились расхождения по двум пунктам в ответах юношей и девушек, причем с перевесом в пользу первых. Так 35% опрошенных ребят определили для себя понятие сексуальной свободы как "возможность заниматься сексом с кем угодно и где угодно", в то время как численность опрошенных девушек составила всего 12,5%. Также, выбирая вариант ответа "отсутствие уголовного или административного наказания за любые действия сексуального характера", юноши (26%) снова опередили девушек (12,5%). О чем это говорит? Наверное, о том, что юноши в большинстве своем хотят вступать в сексуальные отношения, не боясь, что это повлечет за собой для них ответственность, как уголовного, так и административного характера. Как говорится, "чтобы было без проблем". Что касается ответов девушек, то и они нашли, в чем опередить юношей. При выборе варианта "отсутствие общественного осуждения за "выходящие за рамки" действия сексуального характера" показатели девушек составили 25%, в то время как юношей всего 17%, а также отметив вариант "открытость информации сексуального характера" девушки (37,5%) опередили юношей (26%). Почему же среди девушек преобладали именно эти варианты ответов? Можно предположить, что во все времена осуждалось вступление девушек в интимные отношения до брака и информации по этому вопросу давалось ровно столько, сколько считалось нужным. Зачастую девушки действительно мало представляют себе последствия вступления в половые отношения, а также свое поведение в той или иной ситуации, и это в наше-то время, в век открытой информации, доступа к различным сайтам в интернете. И поэтому, конечно же, они хотят открытого диалога в вопросах сексуальной свободы.

Следующий вопрос из этого блока звучал так: "Допустимы ли, по Вашему мнению, сексуальные связи вне юридически оформленного брака?" Надо отметить сразу, что вариант "абсолютно недопустимы" не выбрал никто. Затруднилось ответить на этот вопрос всего 8% из числа опрошенных. По остальным двум пунктам мнения разделились поровну. 46% респондентов отметили вариант "да, абсолютно допустимы" и 46% тех, кто ответил "допустимы, если у партнеров серьезные намерения в будущем". Из приведенного анализа полученных в результате опроса данных, понятна большая значимость секса для молодежи во взаимоотношениях полов. Интересно проследить различия ответов в зависимости от пола респондентов. Для большей наглядности представим графически ответы на данный вопрос (Рисунок 1)

 Рис.1 Допустимы ли, по Вашему мнению, сексуальные связи вне юридически оформленного брака?

 

 На представленной диаграмме заметны отличия в ответах респондентов, что позволяет сделать вывод о взаимообусловленности секса и серьезных отношений (в дальнейшем - брака) для большинства девушек, в то время как для парней понятия "секс" и "серьезные отношения" не всегда взаимосвязаны.

Далее респондентам было предложено написать, в каком, по их мнению, возрасте оптимально вступать в интимные отношения, отдельно для юношей и для девушек. Возрастной интервал у респондентов-юношей составил от 16 до 21 года, причем этот возраст рекомендовался для обоих полов. Самый низкий возрастной порог для юношей (16 лет) отметило 48% всех респондентов, т.е. почти каждый второй. А вот для девушек этот возрастной порог в 16 лет отметило для себя уже всего 35%, тогда как каждый второй (снова 48%) выбрал оптимальным возрастом для них - 18 лет. Что касается оптимального возраста для вступления в интимные отношения для юношей, то респондентами-девушками здесь был отмечен интервал от 16 до 18 лет. Причем, возраст в 16 лет отметило всего лишь 19%; возрасту "в 17 лет" достались ответы 43% опрошенных и возрасту "в 18 лет" - 38%. Для себя же девушки подняли немного возрастной порог от 17 до 19 лет. Разрешить своему полу вступать в интимные отношения в 18 лет готовы 56% респондентов-девушек. Таким образом, объясняя свой выбор, юноши больше склонны говорить о физиологической зрелости, раскрепощенности и готовности организма, в то время как ответы девушек говорят о психологической зрелости и об ответственности за свои поступки.

Для того, чтобы оценить моральные принципы молодых людей далее в анкете был задан вопрос: "Как Вы считаете, необходимо ли испытывать глубокую любовь к партнеру, с которым вступаешь в половые отношения?" "Безусловно" - отметило для себя 26% опрошенных; "желательно" - 54%; "совсем не обязательно" - 20%. Радует тот факт, что вариант "не нужно вообще" не отметил для себя ни один из опрошенных. Для лучшей наглядности различий в ответах юношей и девушек представим их ответы в графическом виде (Рисунок 2)

 Рис.2 Как Вы считаете, необходимо ли испытывать глубокую любовь к партнеру, с которым вступаешь в половые отношения?

 

 И снова можно отметить тот факт, что существуют заметные отличия в ответах юношей и девушек. Вывод: для большинства девушек (особенно в юном возрасте, напомним, что это опрос среди 1-курсников) еще существует взаимосвязь секса и любви, в то время как для юношей эти понятия уже менее связаны.

Важным аспектом в изучении сексуальных установок и поведения молодежи, является оценка приемлемости тех или иных мотивов для вступления в половую связь. В этой связи респондентам было предложено отметить основные мотивы вступления в сексуальные отношения. Было предложено отметить не более трех вариантов. Не может не радовать тот факт, что самые высокие показатели получил вариант "любовь к партнеру". Среди юношей этот показатель составил 78,3%, а среди девушек - 87,5%. Вторым по величине показателя среди юношей был такой мотив как "удовлетворение физиологической потребности" (65,2%). Что касается девушек, то на второе место они выдвинули мотив "с целью зачатия ребенка" (81,2%) и на третье место - "выполнение супружеского долга" (31,2%). А вот юноши третье место отдали варианту "с целью зачатия ребенка" (65,2%).

Это была "тройка лидеров". Если же говорить о том, какие еще варианты выбирала молодежь, то встречались такие как: "стремление доставить удовлетворение партнеру" - 17,4% (юноши) и 12,5% (девушки); "с целью привязать к себе партнера" - 8,7% (юноши) и 12,5% (девушки); "необходимость разрядить обстановку, помириться" - 17,4% (юноши) и  6,3% (девушки); "без причины, просто так" - 17,4% (юноши) и 6,3% (девушки). Надо отметить, что только среди юношей были выбраны такие показатели, как "любопытство" (8,7%), "стремление почувствовать себя взрослым" (8,7%), "вследствие алкогольного опьянения" (8,7%), "в качестве сексуального тренинга" (4,3%), "желание заработать" (4,3%) и, наконец, "стремление получить удовлетворение самому" (8,7%). Отрадно видеть, что такие варианты, как "в качестве оплаты", "желание отомстить другому человеку ("назло")", "уступка насилию", "чтобы стать "как все", не были выбраны ни одним из опрошенных. Таким образом, видно, что для учащейся молодежи более характерен любовно-гедонистический мотив вступления в половую связь, но наряду с этим есть и серьезный звоночек о том, что сексуальная культура (это особенно касается юношей), негармонична и часто исполняет роль средства удовлетворения физиологических потребностей. Тем не менее, главным и основным мотивом вступления в половую связь остается любовь. Хотя иногда и возникает вопрос, а что именно молодежь понимает под эти словом?

Следующий блок вопросов в анкете касался безопасности сексуального поведения молодежи. Ведь именно безопасная половая жизнь выступает залогом репродуктивного здоровья, которое является в свою очередь частью общего здоровья и занимает центральное место в развитии человека. С целью оценить особенности сексуального поведения на предмет его безопасности, респондентам были заданы следующие вопросы. Первым стал такой: "Используете ли Вы противозачаточные средства?" Тем, кто еще не вступал в интимные отношения, было предложено перейти к следующим вопросам. Следует сказать сразу, что показатели по данному вопросу оказались низкими вследствие того, что среди опрошенных еще мало тех, кто вступил в половые отношения. Так, среди опрошенных девушек на поставленный вопрос об использовании противозачаточных средств, этот показатель составил всего 6,3%. Ответом было "да, причем постоянно". А вот ответ опрошенных юношей - 26,1% из ведущих половую жизнь отметили для себя вариант "когда как", при этом, отвечая на следующий вопрос "Если не используете, то почему?", они обозначили варианты "это мне не по карману" (22%) и "мне все равно" (4%).

Далее вопрос, касающийся репродуктивного здоровья, был адресован для всех респондентов, а не только для тех, кто ведет половую жизнь. Так, мнения опрошенных на вопрос "Считаете ли Вы, что беременность обязательно должна быть запланированной?" распределились следующим образом: "да" - 89,7%; "затрудняюсь ответить" - 10,3%. Причем вариант "затрудняюсь ответить" отметили только юноши. Девушки единогласно (100%) отметили для себя вариант "да". Радует, что и у юношей эта цифра достаточно высока - 82,6%. И тут же ребятам был задан следующий вопрос: "Если возникнет ситуация незапланированной беременности у Вас (или у Вашей партнерши)?" Порадовали ответы девушек, практически единогласно выбравшие вариант "оставлю ребенка" (93,7%), лишь 6,3% в графе "другое" написали "смотря, какая будет ситуация (в зависимости от возраста и т.д.)". Среди ответивших девушек не было ни одной, которая бы выбрала вариант "прерву беременность". Немного иная картина у парней. Вариант "буду настаивать на рождении ребенка" отметили 69,6%; "буду настаивать на прерывании беременности"  - 8,7% и "не знаю" (21,7%). Следует сказать, что помимо ответов "не знаю", в этой же графе попадались и такие шуточные варианты, как "уеду жить в Лондон", "куплю билеты в Сибирь". Чем объясняется такой несерьезный подход некоторых ребят? Скорее всего, это обусловлено их возрастом (15-16 лет). И еще один удручающий факт: тот небольшой процент респондентов-юношей, выбравших вариант "буду настаивать на прерывании беременности", оказался именно среди тех, кто еще даже не вступал ни разу в интимные отношения.

Еще один вопрос, касающийся темы репродуктивного здоровья звучал так: "Как Вы думаете, каковы последствия аборта для женского организма?" Респондентам были даны такие варианты, как: "бесплодие", "невынашивание беременности", "внематочная беременность", "трудности с зачатием" и "различные воспалительные заболевания женских половых органов". Им было предложено отметить сразу несколько вариантов. Для наглядности результаты представим в виде круговой диаграммы (Рисунок 3)

Рис.3 Как Вы думаете, каковы последствия аборта для женского организма?

Как видно из представленной диаграммы самым популярным ответом среди учащихся оказалось "бесплодие" (82%), второе место заняли "трудности с зачатием" (72%), третье - "различные воспалительные заболевания женских половых органов" (23%), а еще "невынашивание беременности" (21%) и небольшой показатель получила "внематочная беременность" (5%). Были и те, кто отметил вариант "не знаю ничего о последствиях" - всего 8%. Примечательно, что этот вариант ответа встретился только у юношей. Видимо, девушки все же больше осведомлены о последствиях аборта. А, в общем, хочется сказать, что наличие этих показателей, говорит о том, что уже в столь юном возрасте ребята знают о негативных последствиях аборта.

Следующие вопросы в анкете были призваны изучить основные способы контрацепции, а также оценить уровень знаний молодежи в этом аспекте. Вопрос был поставлен следующим образом: "Какие методы контрацепции Вы знаете?" Респондентам было предложено выбрать несколько вариантов. Так, самым популярным и всем известным контрацептивом стал презерватив. Его отметили поголовно все участники опроса (100%). Вторым оказался "гормональный" метод (таблетки, уколы), его отметили 66,7%. Еще один хорошо известный метод - "внутриматочная спираль" (41%). И надо сказать: его отметила каждая вторая девушка (50%) и каждый третий юноша (34,8%). Вариант "не знаю ни одного метода контрацепции" не отметил ни один из опрошенных. И не было никого, кто бы отметил вариант "спринцевание". Огорчаться по этому поводу не стоит, т.к. это не самый надежный способ предохранения от нежелательной беременности.

Ответственное сексуальное поведение предполагает также защиту самого себя и близкого человека от инфекций, передающихся половым путем. Для того, чтобы избежать ИППП, нужны, во-первых, знания, во-вторых, умения и навыки и в третьих, высокий уровень мотивации, т.е. прочная внутренняя установка, направленная на систематическое использование средств индивидуальной профилактики ИППП. С целью оценить уровень знаний респондентов, был задан такой вопрос: "Какие из перечисленных заболеваний, по Вашему мнению, относятся к инфекциям, передающимся половым путем?" Известные абсолютному большинству стали лишь ВИЧ-инфекция (94,9%) и сифилис (79,5%). Дальше - хуже: только каждый третий знает такую инфекцию, как генитальный герпес (33,3%), каждый четвертый - бактериальный вагиноз (25,6%). Радуют те, кто знает такую опасную инфекцию, как папилломавирус человека (15,4%). Вызывают грустную улыбку ответы тех, кто "выявил" такие новые виды ИППП, как "коклюш" (5,1%), "дифтерия" (2,6%), "педикулез" (7,7%). Следует обратить внимание на тот факт, что среди ответивших девушек нашлось 12,5% и среди юношей - 26%, которые из множества предложенных вариантов отметили для себя всего один (чаще всего это ВИЧ-инфекция). Никаких других ИППП они не знают.

Следующий вопрос касался методов предохранения от ИППП. Целью вопроса являлось выяснение знаний об этих методах среди учащейся молодежи. Большинство ответивших знает презерватив (77%), хотя получается, что каждый пятый респондент не догадывается о том, что презерватив, по сути, является самым надежным и единственным средством индивидуальной защиты от ИППП. Далее респонденты отметили для себя вариант "избегать случайных половых связей" (61,5%); "личная гигиена" (59%); "наличие постоянного полового партнера" (39,1%). Равное количество ответов (12,8%) получили такие показатели, как "химические средства защиты" и "полное воздержание".

Затем в анкете был задан такой вопрос: "Какие методы предохранения от ИППП Вы используете?" Забегая вперед, следует отметить низкие показатели по данному вопросу, т.к. совсем небольшое количество опрошенных вступало в интимные отношения (исходя из ответов). И все же на предложение выбрать из представленных вариантов приемлемые способы предохранения от ИППП 15,4% ответили, что это использование презерватива (из респондентов, выбравших этот способ, предположительно 18% ведут половую жизнь). Второй по популярности ответ - "личная гигиена" (15,4%) и последний встретившийся в анкете вариант - "избегать случайных половых связей" (2,6%).

Далее перейдем к разбору последствий, к которым приводит самолечение ИППП. Интересно было узнать, что думает по этому поводу молодежь. Больше половины опрошенных (61,5%) считает, что самолечение может привести к бесплодию (с этим вариантом согласилось 75% девушек и 52,2% юношей). Затем следуют «воспалительные процессы мочеполовой системы». Их отметила практически половина (48,7%) респондентов (это же последствие отметило большинство девушек - 75%, в то время как  52,2% юношей побеспокоились за свое собственное «мужское здоровье», выделив такое последствие самолечения ИППП, как импотенция). «Воспалительные процессы мочеполовой системы» отметил для себя лишь каждый третий юноша (30,4%), и столько же из них (30,4%) выделили такой вариант последствия при самолечении, как «смерть». Обнадеживает тот факт, что никто из респондентов не отметил вариант «не бывает осложнений при самолечении». Хочется верить, что ребята осознают всю серьезность проблемы самолечения. И в связи с этим, учащимся был задан такой вопрос: «Ваши действия при обнаружении у себя признаков ИППП?» Хочется сразу сказать, что знания об ИППП и действия, которые следует предпринимать при обнаружении у себя признаков ИППП, это как говорится «две большие разницы». Ребята сразу как-то стушевались, и вот какие результаты были получены. Совсем небольшим количеством (6,3%) девушки проявили сознательность и выбрали вариант «обращусь в медучреждение». Обратятся в медучреждение и юноши (21,7%). Одинаковое количество ответов получили варианты «сообщу родителям» (4,3%) и «буду заниматься самолечением» (4,3%). Обнадеживает хотя бы то, что ни один подросток не собирается «ничего не предпринимать» в этой ситуации.

Далее вопрос касался источников информации сексуального характера, влияющих на сексуальные установки и поведение молодежи. Итак, необходимо было выяснить, кто или что для респондентов является авторитетом в вопросах сексуального характера. Так, такими авторитетами учащиеся признали родителей (33,3%), специалистов-сексологов (12,8%), интернет-сайты (5,1%), друзей (2,6%), сексуального партнера (2,6%). Еще 7,7% респондентов затруднились дать свои ответы на поставленный вопрос. Но больше всего ответов получил вариант "у меня нет авторитетов" (46,2%). Таким образом, выяснилось, чье слово для молодежи имеет хоть какое-то значение. Так девушки в большинстве своем (62,5%) прислушиваются к родителям, у юношей же этот показатель гораздо ниже (13%). Кому еще доверяют девушки? 18,8% готовы обратиться к профессионалам (специалистам-сексологам). После этих вариантов для "прекрасной половины" больше не существует авторитетов. Что же касается "сильной половины", то здесь выбор был более широк, хотя и имеет небольшие показатели. Так, юноши отметили для себя друзей (4,3%), сексуального партнера (4,3%), интернет-сайты (8,7%- и вправду говорят: "мужчина любит глазами").

И в завершении опроса хотелось бы выяснить, в каких же вопросах из области сохранения репродуктивного здоровья молодежь хочет получать больше информации. Итак,  на какие вопросы хотели бы получать ответы девушки? 43,8% интересуются психологическими особенностями взаимоотношений мужчины и женщины. И столько же девушек озабочены проблемами бесплодия и желают знать способы его лечения. Похвально, что представительницы «прекрасного пола» заботятся о сохранении своего репродуктивного здоровья. Ведь они – «будущие матери». Также каждая третья девушка пожелала получать информацию о физиологических особенностях мужского и женского организма (31,3%) и это же количество опрошенных (31,3%) интересуется половыми расстройствами. Каждая четвертая (25%) девушка хотела бы узнать о способах предупреждения беременности, что не удивительно, т. к. многие из них подходят к тому возрасту, когда начинают вступать в интимные отношения. И только почти каждая пятая девушка интересуется информацией, касающейся венерических заболеваний и их профилактики (18,8%). И наконец, всего 6,3% опрошенных девушек не интересуются никакими вопросами. Чтобы сравнить ответы девушек и юношей, представим их ответы графически (Рисунок 4)

Рис.4 В каких вопросах из области сохранения репродуктивного здоровья Вам хотелось бы получать больше информации?

 

 Из представленной диаграммы видны различия в ответах учащихся. Какие же темы больше всего волнуют «сильный пол»? Каждый третий (30,4%) озабочен способами предупреждения беременности. Оно и понятно. Ребята в этом возрасте совсем не обрадуются, узнав о незапланированной беременности своей партнерши. Это же количество юношей (30,4%) интересуется психологическими особенностями взаимоотношений мужчины и женщины. Каждый пятый юноша (21,7%) желает знать о венерических заболеваниях и их профилактике. Немало и тех, кто не интересуется никакими вопросами, таких – 21,7%.

 Анализ ответов учащихся 4-го курса.

Если сравнивать ответы 4-го курса с 1-ым, то вот какие данные были получены. Отвечая на первый вопрос в анкете («Определите для себя понятие сексуальной свободы»), учащиеся определили для себя сексуальную свободу как «возможность заниматься сексом с кем угодно и где угодно» (45%). Ее отметили для себя 72,7% юношей. А вот девушки выбрали иной вариант. Почти каждая вторая (44,4%) отметила «открытость информации сексуального характера». Напомним, что среди первокурсниц этот вариант отметила каждая третья респондентка.

Следующий вопрос в анкете звучал так: «Допустимы ли сексуальные связи вне брака?». Вариант «абсолютно недопустимы» среди выпускников (как и в случае с первокурсниками) не выбрал никто. А вот вариант «да, абсолютно допустимы» отметило для себя гораздо больше ребят (72,5%), чем среди 1-го курса (там только - 46%). Причем большинством голосов этот вариант отметили юноши обоих курсов. А вот среди ответов девушек наметились различия. Если для первокурсниц на первом месте стояла позиция «допустимы, если есть серьезные планы на будущее» (56%), то у 4-го курса этот вариант опустился на вторую позицию, только каждая третья выпускница (33,3%) согласилась с ним. Первое место они отдали варианту «да, абсолютно допустимы» (61,1%).

Далее, сравнивая ответы ребят по третьему вопросу в анкете «Какой оптимальный возраст, на Ваш взгляд, для вступления в интимные отношения?», следует отметить, что особых различий между 1-м и 4-м курсом не наблюдалось. Все также наиболее оптимальным возрастом выступает период от 16 до 18 лет. Единственное, что попадались среди ответов четверокурсников такие варианты возраста для вступления в интимные отношения, как 14 и 15 лет. Причем двое респондентов, предложивших столь юный возраст, еще сами не имели опыта интимных отношений.

А вот по такому вопросу, как «Необходимо ли испытывать глубокую любовь к партнеру, с которым вступаешь в половые отношения?» мнения учащихся 1-го и 4-го курсов разошлись. Для начала, следует сказать, что уже среди старшекурсников появились те, кто выбрал вариант «не нужно вообще». И вырос процент тех, кто считает, что «совсем не обязательно» испытывать глубокую любовь к партнеру. Это говорит о том, что т.к. среди четверокурсников уже больше тех, кто живет половой жизнью, то они и исходят из более реалистичных ожиданий. Романтизма здесь встречается уже гораздо меньше, чем у 15-летних подростков.

Хотя, отвечая на следующий вопрос в анкете «Укажите основной мотив вступления в половые отношения», здесь уже 4-й курс недалеко «ушел» от ответов  1-го курса. Снова на первое место ребята ставят «любовь к партнеру» (82,5%). Причем высокие показатели, как у девушек (94%), так и у юношей (72,7%). И второе место ребята отдали ответу «удовлетворение физиологической потребности» (60%). Правда, предпочли этот вариант (как и на первом курсе) только юноши. Девушки же отметили «с целью зачатия ребенка» (61,1%). А, в общем, показатели у ребят по многим пунктам совпадают.

В следующем блоке вопросов, касающихся безопасности сексуального поведения, одним из первых был задан тот, который направлен на выяснение использования противозачаточных средств. Ответы старшекурсников неутешительны. Практически половина опрошенных (42,5%)  - «не используют вообще». Из них - 45,5% юноши и 38,9% девушки. Каждый четвертый старшекурсник (25%) ответил «да, причем постоянно». Каковы же причины неиспользования этих средств? 33,3% девушек выбрали вариант «я в них просто не нуждаюсь» (напомним, это отвечают те респонденты, кто живет половой жизнью). 27,3% юношей также отметили для себя этот вариант ответа. Еще были названы такие причины, как: «они затрудняют сексуальную жизнь», «они мне не по карману», «они вредны для здоровья» и «потому что возражает мой партнер».

По следующему вопросу «Считаете ли Вы, что беременность должна быть запланированной?» различий между 1-м и 4-м курсом практически не наблюдалось. Одинаково большинством ответов ребята голосуют за то, чтобы беременность была запланированной. Единственное, что если для первокурсниц, ответивших единогласно, показатель был 100%-ным, то среди старшекурсниц доля респонденток составила уже 77,8%. И среди них уже были девушки, которые затруднились с ответом на этот вопрос (16,7%).

На следующий вопрос о своих действиях в случае незапланированной беременности юноши 4-го курса увеличили свой процент среди тех, кто ответил, что «буду настаивать на прерывании беременности» (27,4%) по сравнению с 1-м курсом (8,7%). И немного возрос процент тех девушек 4-го курса, кто прервет беременность (5,6%), в то время как среди первокурсниц никто не отметил для себя этот вариант.

Отвечая на вопрос о последствиях аборта для женского организма, следует отметить, что вариант «ничего не знаю о последствиях» снова оказался только среди юношей. И их показатель (22,7%) был явно выше показателя первокурсников (8%). Остальные ответы оказались практически одинаковыми. Точно также отметили большинством голосов ребята «бесплодие» (80%), далее следовали «трудности с зачатием» (55%), «различные воспалительные заболевания» (32,5%).

Теперь сравним знания 1-го и 4-го курса о методах контрацепции. О том, что существует такой метод, как «презерватив», знает 95,5% юношей и 88,9% девушек. В то время как среди 1-го курса этот метод знают 100% респондентов. Далее ответы совпадают. Точно также второе место занимает «гормональный метод», третье место – «внутриматочная спираль». Вариант «не знаю ни одного метода контрацепции» не выбрал никто.

Отвечая на вопрос, касающийся заболеваний, которые относятся, по мнению 4-го курса, к ИППП, респонденты почти единогласно (95%) выдвинули на первое место «сифилис». Затем следует ВИЧ-инфекция (77,5%). Каждый второй (50%) респондент знает о генитальном герпесе и больше ребят (42,5%) по сравнению с 1-м курсом (15,4%) знает о папилломавирусе человека. Каждый третий (30%) знает о хламидиозе, 37,5% знают о бактериальном вагинозе. Но были и те, кто относит к инфекциям, передающимся  половым путем и такие заболевания, как «педикулез» (7,5%) и «дифтерию» (7,5%). Кстати, надо отметить, что это были девушки.

Следующий вопрос для старшекурсников звучал так: «Какие методы предохранения от ИППП Вы знаете?» Большинством ответов (92,5%) ребята назвали «презерватив». Далее следовал вариант «наличие постоянного полового партнера» (55%). Для сравнения отметим, что 1-й курс на второе место выдвинул - «избегать случайных половых связей» (61,5%). Третье место в обоих случаях имела место «личная гигиена».

К каким же последствиям приводит самолечение ИППП? Ответы девушек выделили такие варианты, как «бесплодие» (61,1%) и «воспалительные процессы мочеполовой системы» (61,1%). Вторую позицию заняла «импотенция» (44%). Ответы юношей были немного иными: первое место - «воспалительные процессы мочеполовой системы» (63,6%), второе – «бесплодие» (27,3%), третье - разделили поровну между собой «онкология», «смерть» и «импотенция» - по 22,7%. Точно так же, как и в случае с 1-м курсом, никто из старших ребят не выбрал вариант «не бывает осложнений при самолечении».

Какие же методы предохранения от ИППП используют ребята? Т.к. среди старшекурсников уже больше тех, кто живет половой жизнью, соответственно и показатели здесь были выше. 68,2% юношей и 55,6% девушек используют «презерватив». Далее у юношей выступает «личная гигиена» (36,4%), а у девушек «наличие постоянного партнера  (38,9%); «личная гигиена» на третьем месте (33,3%).

И, наконец, завершающим вопросом в блоке темы сохранения репродуктивного здоровья был тот, с помощью которого мы пытались выяснить, к каким же действиям прибегнут учащиеся 4-го курса, обнаружив у себя признаки ИППП. Больше половины опрошенных (67,5%) респондентов, проявив сознательность, отметили, что «обратятся в медучреждение», причем как юноши (63,6%), так и девушки (72,2%). Почти треть девушек (27,8%) при обнаружении у себя признаков ИППП сообщат, прежде всего, родителям. Среди юношей, сообщивших родителям, этот процент довольно низок, всего 4,5%. Никто из девушек не отметил для себя вариант «буду заниматься самолечением» и «ничего не буду предпринимать», в то время, как доля респондентов юношей, решивших заниматься самолечением, составила 9,1%.

Далее необходимо было выяснить, кто или что является авторитетом для студентов в вопросах сексуального характера. Как видно из ответов, 27,8% девушек и 27,3% юношей заявили, что не имеют в этих вопросах авторитетов. Далее почти каждая пятая девушка (22,2%) назвала друзей. Юноши же не считают своих друзей авторитетами в подобных вопросах, их доля составила всего лишь 4,5%. А вот кого они выделяют, так это своего сексуального партнера (27,3%). Напомним, у первокурсников авторитетом являются все еще «родители» (33,3%), а затем «специалисты-сексологи» (12,8%). Это говорит о том, что чем старше становятся ребята, тем, конечно же, меняются у них авторитеты, они все дальше отдаляются от родителей и, вступая в интимные отношения, приобретают знания, как говорится «на собственном опыте».

И в завершении опроса ребятам было предложено выделить наиболее интересующие для них вопросы, касающиеся сохранения репродуктивного здоровья,  в которых они хотели бы получать больше информации. Половина опрошенных девушек (50%) хотят больше узнать о психологических особенностях взаимоотношений мужчины и женщины. Каждая третья (33,3%) – о причинах бесплодия и способах его лечения. Что касается юношей, то каждый третий (31,8%) выбрал «способы предупреждения беременности». Чуть меньше респондентов (27,3%), одинаково выбравших такие вопросы, как «физиологические особенности мужского и женского организма», «венерические заболевания и их профилактика». Это же количество юношей (27,3%) не интересуется никакими вопросами.

Итак, какие же можно сделать выводы. Основными мотивами вступления в сексуальную связь среди учащейся молодежи остаются такие мотивы, как: «любовь к партнеру» и «удовлетворение простой физиологической потребности». Дополнительно для девушек это «выполнение супружеского долга» и «с целью зачатия ребенка». Следует отметить, что молодежь не связывает сексуальную жизнь исключительно с браком и семьей. Хотя и подмечают, что для вступления в половые отношения желательно испытывать глубокую любовь к партнеру. Сексуальную свободу учащиеся трактуют, как информационную, правовую и свободу от общественного осуждения. Особенно девушки ратуют за открытость информации сексуального характера. Юноши в большинстве своем хотят иметь возможность заниматься сексом с кем угодно и где угодно. На формирование сексуальных установок первокурсников пока еще имеют большое влияние родители, в то время как для старшекурсников в этих вопросах авторитетом выступает уже сексуальный партнер. Но надо отметить, что немалый процент тех учащихся, для которых не существует никаких авторитетов. Проведенный опрос показал, что, не смотря на существующую осведомленность о методах и средствах контрацепции, при всем при этом имеет место достаточно низкий процент их использования среди учащихся. Поражают ответы молодых людей, которые выбирают в качестве причины их неиспользования такой вариант, как «я в них просто не нуждаюсь». В то же самое время ребята в курсе того, к каким последствиям может привести самолечение ИППП. Так, выявился низкий процент тех респондентов, которые займутся самолечением. И очень хорошие показатели среди учащейся молодежи, которые обратятся в медучреждение при обнаружении у себя признаков ИППП.

И все же существуют факторы, являющиеся риском наступления различных негативных последствий, борьба с которыми требует больших ресурсов, нежели просветительская работа, направленная на их предотвращение. Наряду с необходимостью формирования у подростков ответственного и позитивного мышления к сохранению репродуктивного здоровья, необходимо заблаговременное формирование такого же отношения к созданию семьи и родительству.     

 

 

© 2010, УЗ «Бобруйский зональный центр гигиены и эпидемиологии»